Нам показывают посёлок, где живут практически одни якуты. У многих из них русские имена, но говорят они между собой исключительно по-якутски. Русские единичны, русские здесь чужие. Они осознаются как чужие и сами осознают себя чужими. Чужие лица, чужой язык, чужая, невыносимая (для русских) погода. Русский полицейский Афоня (его, взрослого человека, в фильме называют только этим весьма фамильярным именем) на протяжении почти всего фильма показан исключительно непривлекательно: заезженные глуповатые шутки, неаккуратность, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, весьма сомнительный моральный облик. Он показан слабым, он показан малодушным.
В то же время якуты показаны сильными людьми на своей земле. Пускай они несовершенны (например, иногда скандальны), но когда они страдают - всё сделано для того, чтобы зритель проникся их страданием. Когда они хотят мстить - сделано всё, чтобы зритель согласился признать справедливыми их мотивы. Когда они мордуют Афоню - сделано всё, чтобы зритель сочувствовал не Афоне, а тому, кто его мордует. Тот самый якутский следователь, который защищает русского полицейского от самосуда, признаёт, что если бы он сам хотел совершить этот самосуд - его бы никто не остановил. Это зритель тоже должен проглотить. И когда зритель видит суровых якутских мужиков, вооружённых внушительным охотничьим арсеналом, штурмующих полицейский участок, - он должен проглотить и это. И проникнуться.
Кстати, в фильме чётко даётся понять, что из этих "штурмовиков" никто не понесёт ответственности. Моё личное мнение таково, что это и есть причина, почему Роскомнадзор на сей раз проявил неожиданную строгость к чётко проявленному региональному национализму. Не потому, что там скверно показаны русские (собственно, кроме Афони их там почти нет), - а потому, что нельзя штурмовать полицейский участок и остаться безнаказанным. Больше того: вот только что народные мстители хотели растерзать русского Афоню, из-за которого, как предполагается, погибла якутская девочка Айта, - но вдруг выясняется, что действительный виновник, которого возненавидела погибшая девочка, - это якутский мальчик… и знаете, что? Никто не хочет его терзать. Даже убитый горем отец, который только что собирался на тракторе проломить стену полицейского участка. Да что там - с якутским Афоней не проведут даже воспитательной беседы, он не удостоится ни одного дурного слова. А что так? Я думаю, это так потому, что он - свой.
И это ещё одно доказательство того, что фильм в действительности не о погибшей девочке, родительском горе и поисках правды, - а о своих и чужих. Снятый, кстати говоря, в республике, где численность русских от развала Союза уменьшилась с 50% до 32%. С чего бы это?
И мне даже скушно говорить о том, что если бы перевернуть ситуацию - снять фильм, в котором русские показаны сплошь положительными, а единственный (практически он единственный) среди них нерусский показан вот таким неприятным "афоней", - на фильм обрушился бы шквал критики. На фильм, где суровые русские мужики, негодуя на чужаков, берут полицейский участок и зритель преисполнен к ним сочувствия, - обрушился бы шквал критики. Даже несчастную русскую мать, потерявшую дочь, критики безжалостно разнесли бы за то, что не была достаточно близка, не понимала, не уследила, сама виновата… ВОТ, что было бы.
У меня нет сомнений, что глава Якутии Айсен Николаев, как он прямо и сказал, продолжит поддерживать своих. Перед нами не просто националистическое кино - перед нами УМНОЕ националистическое кино. Оно уже выросло. Его так просто не возьмёшь - и не только потому, что оно умное, но, в первую очередь, потому, что за ним уже есть, практически, государственный аппарат, который постарается порешать вопросы".
https://www.apn.ru/index.php?newsid=44408